Страховые доски

Реклама и указатель: страховые доски И сегодня в небольших городах, на стенах старинных особняков можно увидеть латунные таблички с пометкой — «от огня». Это страховые доски. С их помощью отмечали здания, владельцы которых предусмотрительно оформили страховку от пожара.  Придумали такие таблички в Лондоне, после Великого пожара 1666 года. В городе, три четверти которого за считанные дни превратились в пепелище, начался бум на страхование от огня. Появилось множество страховых обществ, у каждого была своя собственная пожарная команда. Завидев дым, она тут же выезжала к месту происшествия. Но вот незадача – сориентироваться в Лондоне того времени даже коренному жителю было совсем не просто! Английская столица представляла собой запутанный лабиринт из безымянных улочек и непронумерованных домов. Доходило до курьезов – если на пожар приезжали сразу несколько команд от компаний-конкурентов, вместо выполнения своих прямых обязанностей они начинали выяснять, чья это территория, кому тушить пожар и кто в итоге получит вознаграждение. Пока пожарные спорили и махали кулаками, здание сгорало дотла.  Чтобы не было путаницы, страховые общества решили подписывать застрахованные ими дома. Клиентам вместе с бумажным полисом стали вручать «fire marks» (знаки огня) – металлические таблички с гербом общества и номером договора. Задумка англичан прижилась и разошлась по всему миру. Страховые доски украсили фасады домов от Канады до Новой Зеландии.  В России фирменные таблички стали выдавать во «Втором российском страховом от огня общество», созданном в 1835 году. Каждому домовладельцу полагались две доски – побольше и поменьше. Большую, высотой около 25 см, вешали на фасаде здания. Среднюю – около 10 см – прямо над дверью квартиры. Если страховался груз или посылка, к ним прикрепляли маленькие таблички. Плату за них не брали.  Сначала доски штамповали из латуни и меди. Позже стали использовать практичные листы жести – верхний слой из олова надежно защищал их от коррозии.  Конечно, производство таких табличек обходилось страховщикам недешево. Например, только в 1862 году «Санкт-Петербургское страховое от огня общество» потратило на них 2 тысячи 126 рублей. Дорого, но оно того стоило! Металлические овалы и ромбы на домах привлекали внимание прохожих. Реклама работала, поэтому страховые компании старались, чтобы их доски выглядели ярко, привлекательно, солидно. Общество «Якорь» размещало на своих … конечно, якорь, символ спасения и надежды! На досках «Саламандры» красовалось это мифическое существо, по легендам, живущее в огне. Таблички общества «Россия» можно было узнать по традиционному русскому оберегу от пожара – символическому изображению Неопалимой Купины.  Горожане гордились страховыми досками – ведь те красноречиво свидетельствовали как о размере кошелька, так и о хозяйственности, заботе о своем имуществе.  После революции многие страховые доски были сняты и уничтожены – ведь вместе с фирменными логотипами на них очень часто помещали символы старой власти – корону или двуглавого орла. Несколько десятилетий уже советский ГОССТРАХ выпускал свои таблички, но затем эта практика была позабыта. Сейчас страховые доски заменяют стикеры, а дореволюционные металлические раритеты стали предметом коллекционирования.

 

 

Комментарии запрещены.